Экологическое развитие.

С каждым годом человечество все увереннее идет по урбанистическому пути развития. По данным ученых в 2008 году произошло важное со статистической точки зрения событие – количество городского населения превысило число людей проживающих в сельской местности. И в ближайшем времени эта тенденция будет продолжаться.

Но с каждым витком урбанистического развития человечества перед нами возникает все больше и больше экологических проблем. Первые из которых начали проявляться еще во второй половине ХХ века и дальше их рост стал все более и более заметен. С этого же момента берет свое начало экология, как отдельно взятая наука. Ученые экологи и члены различных экологических организаций постоянно ратуют за развитее в обществе экологической культуры. Экологическая культура призвана решить вопросы, касающиеся взаимоотношений человека и природы во всех ее проявлениях.

Экологическая культура требует от общества поднять уровень экологического развития его членов. Экологическое развитие общества становится для государства все более актуальной задачей. И экологическое развитие все настойчивее предлагают включить в курс школьной программы и в программу образования педагогов независимо от его специализации. Ведь практически любая сфера развития личности тесно связана с воспитанием у ребенка правильного отношения к окружающей природе. Почти все предметы школьной программы можно преподавать с позиции соответствия их экологическому образованию. И правильно составленные учебные материалы, базирующиеся на экологическом развитии сформируют у школьников полезные знания о природе.

По данным педагогов и воспитателей дошкольный и младший школьный возраст наиболее подходит для правильного формирования экологического развития личности. Пока личность человека еще не сформирована вложенное в него экологическое развитие имеет самые широкие возможности для восприятия. Тем более, что любая образовательная программа включает в себя ознакомление ребенка с окружающим миром неотъемлемой частью которого является природа и воздействие человека на нее. А именно это как раз и является основой экологического развития человека.

Уже сейчас ученые экологи разрабатывают программы или отдельные мероприятия по экологическому развитию для детских садов и младших классов средних школ. Среди мероприятий помогающих ребенку освоить правильное экологическое развитие есть и цикл игр-развлечений, викторин, утренников и так далее.

Экологическое развитие должно знакомить детей и с неживой природой. Чаще всего это делается за счет несложных опытов, в ходе которых детям поясняют свойства тех или иных природных процессов, свойств и элементов. Например, в качестве экологического образования дошкольников могут проводиться занятия посвященные свойствам воды. Цель экспериментов убедить дошкольников, что вода – это прозрачная жидкость, не имеющая запаха и вкуса. Эти признаки выявляются особенно четко при сравнении воды с жидкостями обладающими другими свойствами, например с молоком или соком. Экологическое развитие подразумевает специальную беседу после каждого такого опыта. В ходе таких бесед делается вывод о том или ином свойстве воды, и поднимаются различные экологические вопросы вроде «могут ли рыбы жить в молочной реке с кисельными берегами» или «будут ли расти растения, если их поливать соком или квасом» и «чего им будет не хватать для роста».

Так же в плане экологического воспитания дети должны поразмышлять над вопросами:

* Можно ли пить морскую воду?

* Почему нельзя?

* Откуда можно пить воду – из реки или из водопровода?

* Нужно ли кипятить воду перед употреблением?

И так далее.

Завершаются подобные занятия тем, что ученики должны вспомнить, кто и как засоряет реку и что необходимо делать, что бы помочь реке стать чистой. Такого рода интересные и познавательные занятия и прививают ребенку экологическое развитие.

Экологическое развитие каждого человека влияет на степень общей экологической культуры общества. Иначе низкий уровень экологической культуры приводит к целому ряду экопроблемм. Именно поэтому во многих странах вводится или планируется ввестись экологическая культура как отдельный предмет в рамках культурологи. И это должно поднять экологическое развитие на новый высокий уровень.