Экологическое образование дошкольников.

Маленький ребенок растет и развивается достаточно быстро. Каждый его день полон событий и познания нового. И от того, что он узнает и впитает в своем возрасте, зависит его дальнейшее мировосприятие, привычки и взрослая жизнь. Поэтому дошкольный возраст – лучшее время для того, что бы сформировать у ребенка правильное понимание экологической культуры.

Экологическое образование дошкольников признанно педагогами как начальная ступень в экологическом образовании детей.

Экологическое образование дошкольников имеет свои четко сформулированные цели и задачи:

  • Развитие познавательных интересов к окружающему миру
  • Помощь в формировании первичных навыков правильного экологического поведения.
  • Воспитание гуманного, бережного и положительного отношения к природе. Развитие чувства эмпатии объектам природы.
  • Обучение навыкам наблюдения за природными явлениями и объектами.
  • Восприятие себя, как части природы
  • Выработка элементарных норм поведения на природе.
  • Формирование желания и умения сохранять природу и оказывать ей необходимую помощь.
  • Понимание последствия своих действий по отношению к природе и окружающему миру.

Исходя из этих задач, был выделен целый ряд принципов отбора экологического образования дошкольников. Экологическое образование дошкольников должно включать:

  • * Общепедагогические принципы
  • * Специфические принципы экологического образования
  • * Принципы свойственные именно экологическому образованию дошкольников.

Важнейшим элементом экологического образования дошкольников является доступность преподаваемого ребенку материала. Использование научных терминов и излишних цифровых данных мало приемлема. А вот различного рода игры, конкуры и несложные викторины наряду с простыми физическими экспериментами будет как раз к месту. Игровые моменты будут восприниматься дошкольниками намного легче.

Принцип гуманистичности в экологическом восприятии дошкольников должен быть напрямую связан с понятиями экологической культуры. Гуманистичность должна применяться для воспитания человека опирающегося в дальнейшей жизни на ценности культурного потребления, заботы о здоровье и здоровый образ жизни. Содержание экологического воспитания дошкольников должно способствовать формированию у детей понимание того, что человек является лишь частью природы и не способен существовать без уважительного отношения к окружающему миру. Умение сопереживать, удивляться и заботиться об окружающем мире, видеть красоту в о всем, что окружает человека – вот главная задача гуманизма в экологическом образовании дошкольников.

Так же в ходе экологического образования дошкольников должно сформироваться у детей понятие о взаимосвязях в природе и умение прогнозировать последствия тех или иных действий человека на окружающий мир. Притом рекомендуется не воспитывать у ребенка «чувство ответственности за всю планету», а достаточно простой ответственности за свои поступки.

Экологическое образование дошкольников обязательно должно включать в себя и принцип действия. Необходимо воспитывать в детях привычку принимать участие в различных экологически полезных видах деятельности. Посадка деревьев, уборка мусора – эти мероприятия не должны отталкивать ребенка, они наоборот должны быть ему привычны с самого раннего возраста, тогда став взрослым они не будут его отталкивать. К тому же – одно дело вести разговоры об охране и помощи природе, а другое – делать это на практике.

Экологическое образование дошкольников так же должно быть подвергнуто «регионализму». То есть в экологическом образовании стоит больше обращать внимание на специфические экологические проблемы, существующие в регионе, чем на глобальные мировые вроде озоновых дыр или кислотных дождей. Объяснить сущность глобальных проблем детям, конечно, нужно, но с экологическими особенностями региона ребенок будет сталкиваться значительно чаще, а значит и время на их обсуждение стоит потратить больше.

Во многих учебных учреждениях экологическое образование дошкольников проводится не только от случая к случаю, но и темы уроков часто не последовательны. Это совсем не грамотно с педагогической точки зрения. Системность экологических занятий принесет намного больше пользы ученику. Принцип «каждое последующее формирующееся представление должно вытекать из предыдущего». Как в экологическом образовании дошкольников, так и в любом другом виде образования системность обеспечит предмету принцип научности и поведет учеников от простого к сложному.

В экологическом образовании дошкольников так же нужно помнить о преемственности образования. То есть – после дошкольного экологического образования его должна подхватывать школа, а потом институт. Но, к сожалению, на данный момент такая четкая образовательная линия еще не создана и ее создание – задача ближайшего будущего.

Главное, что бы процесс экологического образования дошкольников, который проводится в самом начале пути маленького человека сопровождали мудрые и чуткие педагоги.