Экологические проблемы - городские шумы.

шумовое загрязнение«В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей».

Городские шумы ввиду их непрерывного длительного действия относят к постоянным раздражителям внешней среды, которые небезопасны для здоровья населения и экологии района. На транспортный шум женщины жалуются несколько больше, чем мужчины (96 и 90%). Наибольшее количество жалоб на шум высказали лица старше 50 лет (92%). В возрасте от 31 до 50 лет, т. е. работоспособной группы населения, жалобы на шум также встречались достаточно часто (89%). Эти исследования четко показывают, что шумовое загрязнение является еще одной из длинного списка экологических проблем воздействующих на горожанина.

Проведенные в Америке исследования экологов показали, что критическим (не разрушающим ночной сон) является уровень звука 40 дБ. Получена высокая корреляция (коэф. корреляции равен 0,9—0,95) степени раздражения и уровня шума. По данным И.Л. Карагодиной (Институт гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана), допустимый

уровень шума в жилых помещениях в дневное время не должен превышать 40 дБ, в ночное — 30 дБ.

Москва — единственный город в нашей стране, где уже более 50 лет учеными-экологами исследуется «шумовая обстановка» и разрабатываются меры борьбы с шумом (Алексеев, 1950; Карагодина, 1979; Карагодина и др., 1985). Днем на центральных улицах Москвы достаточно высокий уровень шума — 70—80 дБ, а на главных радиальных магистралях городского назначения — 75—82 дБ, в новых жилых районах на внутриквартальных территориях, удаленных от улиц, примерно 55 дБ днем и ночью — 45 дБ (Давыдов, 1989; Хорев, 1989). В зонах акустического дискомфорта от железных дорог в настоящее время проживает 440 тыс. человек. Самые шумные направления, вызываюшие наибольшее число жалоб жителей, — это Савеловское, Ярославское и Окружная железная дорога.

Эксперименты, проведенные в рамках исследования экологии-человека с помощью физиологических, биохимических, гематологических и других объективных методов, показали разнообразное действие шума на органы и системы. Городской шум изменяет электрическую резистентность кожи, нарушает терморегуляцию, изменяет остроту зрения, снижает содержание сахара и адреналоподобных веществ в крови, вызывает депрессию, усталость и т. д., то есть оказывает непосредственное влияние на экологию человека.

Транспортная вибрация может быть причиной многих неблагоприятных явлений — деформаций зданий, разрушений откосов железнодорожных насыпей и эстакад и т. д. Борьба ученых-экологов с шумовыми загрязнениями только начинается. Обычно, воздействие шумов на человека или экологию района пытаются понизить, устанавливая вдоль трасс специальные шумо-загродительные щиты или высаживая полосы зеленых насаждений, которые не только прекрасно блокируют шумы, но и борются с выхлопными газами оказывая тем самым благоприятное воздействие на экологию всего района.